7 мая, среда

Голливуд и пропаганда. Лекция 11. Пентагон и Голливуд. Часть III. Голливуд цвета хаки

05 июня 2025 / 11:23
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве РФ

В голливудских кругах считается, что первым крупным опытом сотрудничества между Пентагоном и Голливудом стал фильм «Крылья» (1927), получивший «Оскар». В этой картине два лётчика-аса, влюблённые в одну девушку, совершают подвиги в воздухе.

В создании этого фильма участвовал Уильям Уэллмен, а помогали ему триста пилотов ВВС США. С тех пор взаимодействие между кинопроизводителями и «фабрикой грёз» только укреплялось.

Но это неверный взгляд на вещи. Очевидно, что сотрудничество Голливуда и Министерства обороны началось куда раньше – еще во времена Первой мировой. Как раз накануне ее начала в США завершалось формирование «суперстудий», среди которых следует упомянуть возникшие в 1912 году Paramount и Universal. Именно тогда начался процесс роста заморской дистрибуции и разделения сборов на национальном кинорынке и рынках других стран. Можно наблюдать за тем, как резко снижается доля иностранного кино – с 21% в 1914 году до 3% уже в 1915 – с небольшим увеличением до 5-7% в последующие годы. Ко всему резко возросло и количество собственно американской кинопродукции. Если в 1913 году США выпустили 369 фильмов, Германия — 151 фильм, Франция — 62 фильма, а Британия — 48, то уже в 1916 году на долю США пришлось 872 фильма, тогда как Германия сняла 259 картин, Франция — 78, а Британия — 126. Американские фильмы стали господствовать на рынке, это превосходство сохранится и в дальнейшем[1]. Если посмотреть репертуар американских фильмов начального периода мирового конфликта, станет понятно, что он в основном носит пацифистский характер. Но все поменялось, когда США приняли решение о вмешательстве в войну на стороне Антанты.

В 1917 году, незадолго до вступления США в Первую мировую, во главе государственного Комитета общественной информации был поставлен Джордж Криль, который активно сотрудничал с киностудиями с целью влияния на общественное мнение в США. Задача состояла в том, чтобы сформировать лояльное отношение к участию страны в войне, для чего была создана Кинематографическая служба Американской армии. Кинопромышленники положительно реагировали на вмешательство государства в их деятельность. В редакционной статье главного киножурнала в США Motion Picture News за 1917 год было сказано: «Каждый из нас обещает производить фильмы, трейлеры, постеры для распространения пропаганды, необходимой для мобилизации ресурсов страны». Причины такого отношения очевидны: уже с 1915 года началось тесное сотрудничество Голливуда и Министерства обороны США. В 1915 году американские военные впервые поддержали создание фильма Дэвида Гриффита о Гражданской войне «Рождение нации».

«Лучший в истории фильм». Рекламная открытка фильма Гриффита «Рождение нации» (1915).

В ходе Второй мировой войны, сразу после нападения японских ВВС на Перл-Харбор, президент США Франклин Рузвельт вызвал к себе режиссёров и кинопродюсеров. На встрече было достигнуто соглашение об использовании кинематографа для нужд армии. Сотрудничество в этой области достигло своего пика в шестисерийной работе Фрэнка Капры «Почему мы сражаемся», снятой в 1943–1945 гг.

Одной из ключевых институций, связывающих правительство США с киноиндустрией, является созданная в 1922 году Американская ассоциация кинокомпаний (Motion Picture Association of America). Её штаб-квартира находится в Вашингтоне. Ассоциация выступает посредником между киностудиями и правительством, представляя интересы американской киноиндустрии в Конгрессе и органах исполнительной власти. В состав ассоциации ныне входят пять крупнейших голливудских киностудий: The Walt Disney Company, Sony Pictures, Paramount Pictures, Universal Studios и Warner Bros., а также развлекательная компания Netflix Studios, занимающаяся производством фильмов и сериалов. Основные направления деятельности Ассоциации за рубежом включают обеспечение доступа американских фильмов на иностранные рынки и борьбу с пиратством в этой области. Опыт ведения переговоров у Ассоциации настолько значителен, что за ней закрепилось прозвище «Маленький Госдепартамент».

О тесных связях киноассоциации с федеральным правительством говорит состав её руководства. Например, первым президентом ассоциации был Уильям Хэйс, бывший председатель Национального комитета Республиканской партии и генеральный почтмейстер США. Джек Валенти, возглавлявший ассоциацию с 1966 по 2004 год, был советником президента Линдона Джонсона. В настоящее время ассоциацию возглавляет Чарльз Ривкин, дипломат, бывший посол США во Франции и Монако, а также бывший заместитель госсекретаря США. Эта же ассоциация налаживает взаимоотношения между различными министерствами, сценаристами и продюсерами.

В министерствах и ведомствах США существуют специальные отделы по связям с креативными индустриями. В структуре Пентагона такое направление существует с 1947 года, когда в Министерстве Обороны США, при заместителе министра по связям с общественностью, появляется отдел по работе с кинематографом (также известен как отдел по связям с развлекательной индустрией). Основная функция отдела – вычитка и цензура сценариев голливудских режиссеров, которые рассчитывают на поддержку и помощь со стороны Минобороны.

Работа Пентагона с Голливудом ведется в соответствии со специальной инструкцией «Поддержка Министерства обороны для развлекательной индустрии – кино, телевидения и видео» № 5410.16 от 31 июля 2015 года (с изменениями от 28 июня 2023 года), а также инструкцией № 5410.15 «Поддержка Министерства обороны для НКО и СМИ». Первые редакции этих инструкций датированы1964 и 1988 годами. Сегодняшняя редакция – плод более чем полувекового сотрудничества американских фабрики развлечений и фабрики смерти.

Всего считается, что Пентагон повлиял на сценарии около 800 фильмов. На сайте IMDB содержится упоминание о 300 фильмах и сериалах, в которых Минобороны США так или иначе поучаствовал. Также составлен доказанный список из 410 кинокартин, в которых без Пентагона и его кураторства не обошлось.

В 2018 году премию «За выдающиеся заслуги» California On Location Awards присудили Филиппу Страубу, главе отдела по связям с развлекательной индустрией в Пентагоне, человеку, которого знали все в Голливуде. Ведь, именно он был ответственным за выделение или невыделение ресурсов на те или иные фильмы, которые снимали американские режиссеры. Анализ числа благодарностей в титрах различных фильмов с 1997 по 2016 год позволил сделать вывод, что чаще всего благодарили именно Филиппа Страуба. На втором месте идет представитель «Блумберг» в киноиндустрии Кэтрин Оливер, и на третьем – с большим отставанием сам Майкл Блумберг. Филипп Страуб – не единственный деятель, возглавлявший отдел по связям с развлекательной индустрией в Пентагоне. До него сорок лет на этом посту просидел Дон Барух, мягко корректируя Голливуд. Самого Страуба в 2018 году сменил Дэвид Эванс. О его работе мы уже говорили выше и поговорим еще потом. Пока же стоит заметить, что кинематограф стал мощным инструментом идеологического и пропагандистского воздействия в руках американских военных.

Барух, Страуб и их преемник Эванс занимали свои должности в течение десятилетий. За это время сменялись президенты, министры, а также помощники министров по связям с общественностью, которые курировали отдел по связям с развлекательной индустрией. Руководитель этого отдела всегда был в курсе событий в Голливуде.

Помощь Пентагона Голливуду была поистине огромной, ведь для создания любого военного фильма требовался армейский реквизит, массовка и военная техника. Стоимость таких фильмов была колоссальной, о чем мы уже говорили, описывая, какая экономия ждет согласившихся на сотрудничество с военными режиссеров. Если сценарий не устраивал чиновников Минобороны, они давали соответствующие рекомендации. Режиссёры были обязаны учитывать их, если хотели получить поддержку. Но даже подобное не всегда гарантировало помощь. Например, режиссёр фильма «Солдат Джейн» (1997) Ридли Скотт не получил ни цента со стороны Пентагона, несмотря на согласие переписать сценарий. Впоследствии Скотт научится улавливать «флюиды» Министерства обороны и больше не допустит работы над сценариями, вызывающими недовольство у военных.

Однако не всегда Пентагон был готов предоставить технику и инструкторов для съёмок. Иногда американское военное ведомство отказывало в поддержке, что могло привести к провалу фильма или заставить режиссёров и продюсеров тратить ещё больше денег. Это можно увидеть на примере фильма «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Ф. Кополлы, когда режиссеру пришлось не только тратить личные средства на аренду военной техники и полигонов, но и уехать из США, поскольку организовать такие съёмки в Америке он не смог бы даже за большие деньги. Отказ в поддержке фильма также далеко не всегда определялся его «патриотической» или «непатриотической» направленностью. Например, вполне «патриотической» фантастике Роланда Эммериха «День независимости» (1996) было отказано в поддержке из-за идеологических разногласий между военными чиновниками и режиссёрами фильма.

Главная задача чиновников Министерства обороны — сделать так, чтобы фильмы, которые они поддерживают, повышали престиж различных родов войск и привлекали больше добровольцев на службу в вооружённых силах США. Престиж рода войск, его пиар и популярность напрямую влияют на уровень бюджетного финансирования. А количество добровольцев, вступивших на службу, можно рассматривать как KPI - количественное выражение этого престижа. И в этом – ключевое отличие стилистики работы Пентагона от того же ЦРУ. Если в ЦРУ на начальном этапе поддерживали таинственность и даже подчеркивали неприглядные стороны своей службы, военные требовали от Голливуда безусловного соответствия их стандартам.

В контексте рассматриваемой темы особенно примечателен опыт фильма «Топ Ган» или «Лучший стрелок», созданного Тони Скоттом в 1986 году с Томом Крузом в главной роли. Этот фильм стал знаковым событием в отношениях между кинематографом и Министерством обороны США. Во время проката фильма в кинотеатрах страны были открыты пункты вербовки, где каждый желающий мог записаться добровольцем. Результаты были впечатляющими: по данным пресс-службы ВМФ, после выхода фильма количество добровольцев увеличилось на 500%. Майор Дэвид Георги, отчитываясь о результатах сотрудничества с создателями фильма, сказал: «Молодые люди выходили из кинозала с горящими глазами и спрашивали: „Где мне подписать контракт, чтобы пойти служить во флот?“».

Однако для получения одобрения Министерства обороны режиссёру фильма «Лучший стрелок» пришлось пойти на некоторые уступки. Хотя изначально фильм создавался с целью поддержки имиджа ВМФ США, цензоры выразили недовольство тем, что в сценарии у Тома Круза, который играл пилота в школе стрелков Сан-Диего по прозвищу Маверик, должен был быть роман с одной из военнослужащих. Такие отношения на флоте запрещены, поэтому Келли Макгиллис, сыгравшая роль Керри, подруги Тома Круза, стала наёмным инструктором по аэронавтике. И вот, после внесения правок фильм получил полную поддержку Министерства обороны. В частности, уникальные для того времени съёмки полётов на истребителях были бы невозможны без масштабного предоставления авиатехники и инструкторов со стороны ВМФ США.

Однако не стоит полагать, что «придирки» цензоров всегда безобидны или являются делом вкуса. Например, в статье «Пентагонизация Голливуда» Борис Михайлов пишет: «В первоначальном варианте сценария фильма «Все страхи мира» с Морганом Фрименом и Беном Аффлеком в главных ролях «недругам Америки» понадобились всего две ракеты, чтобы потопить американский авианосец. Страуб, воевавший во Вьетнаме в рядах ВМС, объяснил режиссёру Филу Робинсону, что для уничтожения авианосца нужно как минимум на пару ракет больше, а также что даже сильно повреждённый авианосец вряд ли быстро затонет. Такая корректировка сценария обошлась создателям фильма в лишние 9 млн долларов. Но зато им разрешили использовать в съёмках два настоящих бомбардировщика-невидимки B-2 и специальный Boeing-747 американских ВВС, служащий воздушным командным пунктом президента США на случай ядерной войны»[2].

Очевидно, что в этом случае Филипп Страуб, долгое время бывший для Голливуда кем-то вроде господа бога, не просто демонстрирует свои знания и не требует удовлетворить свою прихоть. Он занимается более важным в стратегическом смысле делом — обеспечивает национальную безопасность США. Требование увеличить количество ракет не является блажью, а обосновано тем, что условный противник не должен иметь даже мысли о том, что авианосец США можно так легко потопить. Фильм, в котором авианосец США может уйти под воду после попадания всего двух ракет, на самом деле наносит удар по обороноспособности США. Поэтому действия Филиппа Страуба полностью оправданы.

Давайте рассмотрим ещё несколько примеров, чтобы продемонстрировать, что подобная цензура — это не выдумка, а реальная практика Министерства обороны США. Эти примеры взяты из статьи в английской газете The Guardian, которая одной из первых подняла вопрос о влиянии Пентагона на Голливуд, ещё до терактов 11 сентября 2001 года[3].

Фильм «Шакал» (1997), в котором главные роли исполнили Ричард Гир и Брюс Уиллис, получил поддержку Пентагона, поскольку в нём была подчеркнута роль морских пехотинцев. В своём отзыве майор Нэнси Лалунтас написала, что «вертолётчики практически не участвуют в действии и выглядят почти как обычные таксисты». В ответном письме режиссёр Майкл Кейтон-Джонс заверил: «Я уверен, что мы учтём ваши замечания и внесём изменения в сценарий, как вы предлагаете».

В фильме о Джеймсе Бонде «Золотой глаз» (1995) в оригинальном сценарии адмирал ВМС США совершает предательство, раскрывая государственные секреты. Однако по требованию Пентагона эта сцена была удалена, и преступление совершает уже французский морской офицер. Стоит отметить, что в американском кино довольно редко можно увидеть высокопоставленного военного, который совершает злодеяние. Например, в боевике «Скала» (1996), где главную роль сыграл Николас Кейдж, высокопоставленный военный, планирующий теракт, в итоге не решается уничтожить город отравляющим веществом и погибает от рук своих недовольных сообщников. А в «Халке» (2003) Минобороны потребовало от сценаристов убрать связь между военными и лабораторией, в которой создают монстров. И, когда это было сделано, поддержку созданию фильма Управление по связям с индустрией развлечения таки оказало.

В сценарии фильма Роберта Земекиса «Форрест Гамп» (1994) с Томом Хэнксом в главной роли есть пометка: «Создаётся впечатление, что в вооружённых силах США в 1960-х годах служили только идиоты или солдаты с низким уровнем интеллекта, что неприемлемо, так как это не соответствует действительности и вредит имиджу вооружённых сил США». Сцена, в которой Том Хэнкс демонстрирует президенту США Линдону Джонсу шрам на ягодице, сопровождается комментарием: «Демонстрация президентом голой задницы солдата в униформе — это недопустимая вольность со стороны кинематографистов».

В уже упоминавшемся боевике «Солдат Джейн», где главную роль сыграла Деми Мур, в одной из сцен военнослужащий справляет нужду в присутствии женщины в окопе. Офицер ВМС США Гарри Шрот написал режиссёру Ридли Скотту, что «сцена с облегчением в окопе в присутствии женщины не имеет никакого отношения к ВМС США». Ридли Скотт сразу же ответил, что эта сцена была вырезана, но фильм всё равно не получил поддержки Пентагона.

Как отмечает Борис Михайлов, в работе над фильмом «Говорящие с ветром» Джона Ву (2002) с Николасом Кейджем в главной роли были внесены изменения по требованию военной цензуры. Из картины, посвящённой использованию индейцев племени навахо в качестве носителей секретного кода военной связи во время Второй мировой войны на Тихом океане, были удалены сцены, которые могли бы скомпрометировать образ американских военных. Например, была вырезана сцена, в которой один из американцев извлекает золотые коронки изо рта убитых японских солдат. Также был удалён эпизод, где герой Кейджа, морской пехотинец, сжигает из огнемёта сдавшегося в плен японца. Кроме того, чтобы избежать политических конфликтов, авторы фильма не стали акцентировать внимание на том, что у солдат, приставленных к индейцам в качестве охранников, был приказ убивать своих подопечных в случае угрозы захвата их противником[4].

Интересным примером является фильм «День независимости» (1996). Режиссёр Роланд Эммерих отправил сценарий в Пентагон, но получил резкий отказ. В результате министр обороны, который был виновником поражения военных от рук инопланетных захватчиков, был заменён на начальника штаба. Однако даже эта корректировка не спасла фильм. Продюсер и сценарист Дин Девлин написал письмо Филиппу Страубу в Пентагон: «Если мой фильм не вдохновит каждого мальчика в стране стать пилотом, то я съем этот сценарий». На это Министерство обороны вполне логично ответило, что в фильме военные представлены как некомпетентные или неумелые, а вся заслуга в противостоянии захватчикам принадлежит гражданским. В результате фильм, который должен был показать президента США с лучшей стороны, не получил никакой поддержки со стороны Пентагона. Это, кстати, привело к тому, что создателям фильма пришлось всерьез потратиться спецэффекты[5].

Ещё более любопытным является случай одного фильма, совсем не связанного с военными действиями. Для съемок «Сердца в Атлантиде» (2001) с Энтони Хопкинсом режиссёру Скотту Хиксу понадобился армейский полигон. Пентагон согласился помочь в обмен на включение в кадр сцены с армейским призывным участком во время карнавала.

Вот ещё несколько примеров того, как сотрудничество в области кино происходит с учётом военной цензуры. В 1997 году вышел фильм о Джеймсе Бонде под названием «Завтра не умрёт никогда». Однако по требованию чиновников Пентагона из фильма была удалена шутка о поражении США во Вьетнамской войне. После того, как шутку убрали, к работе над фильмом привлекли представителей Отдела по связям с индустрией развлечений Филиппа Страуба, представителя проекта от Министерства обороны Чарльза Дэвиса и технического консультанта ВВС США полковника Брюса Гиллмана. Они предоставили для съёмок военный персонал и технику с баз ВВС США в Европе, а также через НАТО добились выделения для съемок английского фрегата «Вестминстер» и ресурсов ВВС Великобритании.

Пентагон активно поддерживает развлекательные и фантастические фильмы, а также фильмы-катастрофы, такие как «Правдивая ложь» (1994) Джеймса Кэмерона, где представитель силового блока США совершает подвиги, спасая мир, «Армагеддон» (1998), «Смерч» (1996) и «Послезавтра» (2004). Эти фильмы призваны вызвать у зрителей чувство тревоги и незащищённости, а также уверенность в том, что только армия может защитить американского гражданина от всех напастей. Аналогичную функцию выполняют фильмы о монстрах, такие как «Парк Юрского периода III» (2001), где американские морские пехотинцы сражаются со вдруг ожившими динозаврами, и «Я легенда» (2007), где подполковник медицинской службы американской армии борется с зомби-апокалипсисом.

В фильмах о пришельцах ситуация несколько иная. Если начальство, государство и военные побеждают или, по крайней мере, ведут себя достойно, то такие фильмы получают поддержку Пентагона. Среди таковых, например, «Сфера» (2017), «Инопланетное сражение: Битва за Лос-Анджелес» (2011), «Трансформеры» (2007) и «Морской бой» (2012). Однако если в фильмах военные ведут себя чересчур свободно и безответственно, терпят поражение не в честной борьбе, а просто потому, что не способны ни на что, то такие фильмы не получают поддержки, несмотря на готовность режиссёров вносить изменения в сценарий (смотри случай с «Днем независимости»). И да, режиссеры быстро учатся – вторая серия «Дня независимости. Возрождение», вышедшая в 2016 году, создавалась при поддержке армии США. Более того, Пентагон «объединил усилия с 20th Century Fox для маркетинговой кампании, которая рекламирует как призыв в армию, так и «День независимости: Возрождение»[6]. Этот фильм, спродюсированный Роландом Эммерихом, в отличие от оригинала отдает должное усилиям военных, которые в результате и наносят поражение инопланетянам.

Продолжение следует

 

[1] Ковтонюк Ф. В. Американская киноиндустрия в период Первой мировой войны // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2016. №5. С 58-62.

[2] Михайлов Б. «Пентагонизация» Голливуда. Russkie.Org. 21.10.2021 URL: https://russkie.org/articles/pentagonizatsiya-gollivuda/

[3] Campbell D. Top Gun versus Sergeant Bilko? No contest, says the Pentagon. The Guardian. 29.08.2001. URL: http://film.guardian.co.uk/News_Story/Guardian/0%2C4029%2C543821%2C00.html

[4] Михайлов Б. «Пентагонизация» Голливуда. Russkie.Org. 21.10.2021 URL: https://russkie.org/articles/pentagonizatsiya-gollivuda/

[5] Подробнее см. Robb D. L. Operation Hollywood: How the Pentagon Shapes and Censors the Movies. Amherst, N.Y.: Prometheus Books, 2004.

[6]Lange A. "Independence Day: Resurgence" Worked With The Army On Ads. BuzzFeed, 17.05.2016 URL: https://www.buzzfeed.com/arianelange/aliens-independence-day-army-patriotism


тэги
читайте также